Сфрагистика
СФРАГИ́СТИКА (от греч. σφραγίς – печать), сигиллография (от лат. sigillum – печать и …графия), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати. Печати рассматриваются главным образом как знаки удостоверения документов, исторические источники (особенно важны для истории государственных институтов), памятники искусства. Если печать сохранилась в связи с документом, Сфрагистика выступает как часть дипломатики. Направления сфрагистики выделяются по культурно-хронологическому принципу, от Древнего Востока до Нового времени. Значительного развития достигли средне-вековые западно-европейские, византийские и древне-русские направления.
Русская сфрагистика начала формироваться во 2-й половине 17 века в связи с усилением интереса к генеалогии и геральдике («Титулярник», 1672). В 18 – начале 19 вв. обзоры и описания печатей дали В. Н. Татищев, Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин. К первым специальным исследованиям по русской сфрагистике относится работа Е. А. Болховитинова (1818). Обзор печатей до 18 века сделан А. Б. Лакиером (1855), П. И. Иванов опубликовал первый альбом печатей (1858). Основу современной русской сфрагистики заложил Н. П. Лихачёв в конце 19 века – 1920-х гг. Он выделил основные группы древне-русских печатей, дал их хронологическую атрибуцию, определил заказчиков, показал связь с византийскими печатями. А. В. Орешников (1903) показал связь сфрагистики и нумизматики, значение изучения печатей для русской истории и археологии. Многочисленные находки печатей в археологическом контексте, особенно связанном с княжескими резиденциями (Рюриково городище, Довмонтово городище в Пскове и др.), обусловили качественно новый этап русской сфрагистики, отражённый в работах В. Л. Янина, продолженных М. П. Сотниковой, С. В. Белецким, П. Г. Гайдуковым, Т. А. Чуковой, Э. А. Гордиенко и другие коллекции: Эрмитаж, Новгородский музей-заповедник, Исторический музей и др.